Протоиерей Янош Варью
После Руско приход Иоанна Златоуста возглавил отец Янош Варью.
Варью был из числа почти полутора сотен православных священников Закарпатья в 30-х годах вдруг оказавшихся подданными Венгерского государства.
Неясность их канонической принадлежности, долгое отсутствие всеми признаваемого правящего архиерея, привели к тому, что среди них оказались некоторые люди с сомнительной репутацией, возможно, бывшие под запретом за прежние проступки, но в условиях царящей неразберихи, добившиеся высокого положения. Очевидно, к их числу относился и Варью Янош, приобретший в смутные послевоенные годы большое влияние на посту администратора венгерских православных приходов. Иметь на месте Варью более авторитетного священника желали отдельные представители венгерского духовенства. Однако, венгерское правительство того времени (диктатора Ракоши) явно поддерживало кандидатуру администратора. В совете по делам РПЦ имелась информация о том, что власти подарили Варью автомобиль и, что якобы по личному указанию Ракоши он был даже принят в компартию.
Позже, в 50-х годах он был отстранен от служения, в 1956-м уехал в Вену. (Данная информация опубликована в недавно вышедшей книге коллектива исследователей Института славяноведения РАН "Москва и Восточная Европа").
Кроме личности Варью Яноша, следует несколько слов сказать и о состоянии храма в то время. Храм во многом разделил участь городка Ирем, в котором он расположен. Местные коренные жители Ирема, швабы, т.е. немецкие поселенцы в Венгрии, были выселены, на их место перевезли жителей восточных областей Венгрии и Румынии. Они, в отличие от прежних жителей, не имели в памяти поколений и своих семейных традициях глубокое почтение к старинному русскому храму. Кроме того, просоветский режим, установившийся в Венгрии, проводил антирелигиозную политику и тем более не способствовал сохранению доброй памяти о представителях «царизма». Вследствие такого положения дел, в Венгрии вообще и в городке Ирем в частности, за годы социализма храм пришел в полное запустение. Богатое убранство и церковная утварь были разграблены, многие иконы, имеющие огромную историческую ценность, бесследно пропали, русское кладбище оказалось на грани разорения. Чудом сохранился лишь великолепный иконостас, подарок императора Александра III. Богослужения совершались раз в год на престольный праздник (6 мая – день св. Александры).
Однако, в русской церкви хорошо помнили о святыне, находящейся в Венгрии. Так, следует отметить, что в долгих и сложных переговорах о присоединении венгерских приходов к Московскому Патриархату, проводившихся в конце 40-х годов, одним из первых пунктов стояло возвращение Русской Православной Церкви иремского храма.
|
|